Профиль (направленность) программы «Декоративное садоводство, газоноведение и флористика»

Квалификация выпускника – бакалавр

Области и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере научных исследований)

13 Сельское хозяйство (в сфере производства, хранения и первичной переработки продукции плодовых, овощных, лекарственных и эфиромасличных культур, винограда, в сфере создания и эксплуатации объектов декоративного садоводства).

Типы задач профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательский;
  • производственно-технологический;
  • организационно-управленческий.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

  • сады, ягодники и виноградники, посевы и посадки овощных, декоративных, лекарственных и эфиромасличных культур;
  • культивационные сооружения для выращивания садовых культур;
  • сорта плодовых, овощных, декоративных, лекарственных и эфиромасличных культур и винограда;
  • генетические коллекции родов, видов, гибридов, мутантов и трансгенов садовых растений;
  • технологии производства, хранения и переработки продукции садоводства;
  • болезни и вредители садовых культур и средства защиты от них;
  • объекты ландшафтной архитектуры;
  • почва и её плодородие.

Места работы: декоративные питомники, садовые центры, организации по озеленению и благоустройству города и прилегающих территорий, студии ландшафтного дизайна, тепличные комплексы по производству декоративных и овощных культур, региональные и федеральные Министерства сельского и лесного хозяйства, Россельхознадзор, таможенные службы.

Профильные дисциплины: генетика, ботаника, введение в садоводство, почвоведение с основами геологии, физиология и биохимия растений, лекарственные и эфиромасличные растения, основы биотехнологии садовых культур, виноградарство с основами переработки винограда, механизация в садоводстве, экономика и организация садоводства, овощеводство, декоративное садоводство, основы научных исследований в садоводстве, селекция и семеноводство садовых культур, хранение, переработка плодов и овощей, флористика и фитодизайн, газоноведение, цветоводство, ландшафтный дизайн, история садового искусства, питание и удобрение садовых культур, инженерная и компьютерная графика, садово-парковое строительство и хозяйство, организация декоративных питомников

Срок обучения: по очной форме – 4 года, по заочной форме – 5 лет.

Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 708 от 26.07.2017 года.

Квалификация – «магистр»

Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу магистратуры, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, в сфере научных исследований);

13 Сельское хозяйство (в сфере разработок, направленных на решение комплексных задач по организации производства, хранения и первичной переработке продукции растениеводства).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

  • Обучающиеся, программы профессионального обучения, научно- методические и учебно-методические материалы.
  • Полевые, овощные, плодовые культуры и их сорта, генетические коллекции растений, селекционный процесс, агрономические ландшафты, природные кормовые угодья, почва и ее плодородие, вредные организмы и средства защиты растений от них, технологии производства продукции растениеводства.

Место работы и должности: директор предприятия АПК, главный агроном, агроном по семеноводству, агроном по защите растений, главный агрохимик, государственный инспектор по карантину растений, заведующий госсортоучастком, заведующий аналитической лаборатории, преподаватель в колледжах, университетах и других ВУЗах.

Основные базовые курсы: методология и методы научного исследвоания; инновационные технологии в агрономии; инструментальные методы исследований; адаптивные системы земледелия; воспроизводство плодородия почв в агроландшафтах; интегрированная защита растений; система обработки почв; севообороты адаптивного земледелия.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению Агрономия при очной форме обучения 2 года, при заочной форме обучения 2 года 6 месяцев.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, готов решать следующие задачи профессиональной деятельности:

Производственно-технологический тип задач профессиональной деятельности:

  • Разработка и реализация экологически безопасных приемов и технологий производства высококачественной продукции растениеводства с учетом свойств агроландшафтов и экономической эффективности, обоснование выбора вида системы земледелия для сельскохозяйственной организации с учетом природно- экономических условий ее деятельности.
  • Определение объемов производства отдельных видов растениеводческой продукции исходя из потребностей рынка.
  • Обоснование специализации и видов выращиваемой продукции сельскохозяйственной организации.
  • Оптимизация структуры посевных площадей с целью повышения эффективности использования земельных ресурсов.
  • Программирование урожаев сельскохозяйственных культур для различных уровней агротехнологий, планирование урожайности сельскохозяйственных культур для ресурсного обеспечения производственного процесса.
  • Разработка системы мероприятий по управлению почвенным плодородием с целью его повышения (сохранения).
  • Разработка системы мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции.
  • Определение направлений совершенствования и повышения эффективности технологий выращивания продукции растениеводства на основе научных достижений, передового опыта отечественных и зарубежных производителей.
  • Определение потребности в земельных, материально- технических, финансовых и трудовых ресурсах для обеспечения запланированного объема производства растениеводческой продукции.

Научно-исследовательский тип задач профессиональной деятельности:

  • Сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области агрономии, в том числе информационный поиск по инновационным технологиям (элементам технологии), сортам и гибридам сельскохозяйственных культур.
  • Разработка методик проведения экспериментов, освоение новых методов исследования.
  • Организация проведения экспериментов (полевых опытов)по оценке эффективности инновационных технологий(элементов технологии), сортов и гибридов.
  • Обработка результатов, полученных в опытах с использованием методов математической статистики, анализ результатов экспериментов.
  • Подготовка заключения о целесообразности внедрения в производство исследованных приемов, сортов и гибридов сельскохозяйственных культурна основе анализа опытных данных.
  • Создание моделей технологий возделывания сельскохозяйственных культур, систем защиты растений, сортов.
  • Подготовка научно-технических отчетов, обзоров и научных публикаций по результатам выполненных исследований.
  • Проведение консультаций по Инновационным технологиям в агрономии.

Педагогический тип задач профессиональной деятельности:

  • Выполнение функций преподавателя в образовательных организациях.
  • Повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в области инновационной деятельности.

Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 700 от 26.07.2017 года.

Квалификация (степень) – «магистр»

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

- 13 Сельское хозяйство (в сфере рационального использования и сохранения агроландшафтов при производстве сельскохозяйственной продукции, в сфере контроля за состоянием окружающей среды и соблюдения экологических регламентов землепользования, в сфере агроэкологической оценки земель сельскохозяйственного назначения )

- 01 Образование и наука ( в сфере профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, в сфере почвенных, агрохимических, агроэкологических научных исследований, в сфере научных исследований для разработки экологически безопаных технологий производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв, агроэкологических моделей, в сфере научных исследований в рамках почвенно- экологического нормирования)

Типы задач профессиональной деятельности выпускников:

  • научно-исследовательский
  • педагогический
  • производственно-технологический

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

  • Обучающиеся, программы профессионального обучения, научно методические и учебно-методические материалы.
  • агроландшафты и агроэкосистемы; почвы, режимы и процессы их функционирования; сельскохозяйственные угодья и культуры; удобрения, средства защиты растений и мелиоранты; технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции; сохранение и воспроизводство плодородия почв; агроэкологические модели.

Место работы и должности: директор предприятия АПК, главный агроном, агроном по защите растений, главный агрохимик, государственный инспектор по карантину растений, инженер по охране окружающей среды, заведующий аналитической лаборатории, токсиколог, преподаватель в колледжах, университетах и других ВУЗах, заведующий отделом, научный сотрудник НИИ.

Основные базовые курсы: методология и методы научного исследования; инновационные технологии в почвоведении, агрохимии и экологии; инструментальные методы исследования почв и растений; экология агроэкосистем; агрохимическое обследование и мониторинг почвенного плодородия, экологическое нормирование, математическое моделирование и проектирование.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению Агрохимия и агропочвоведение при очной форме обучения 2 года.

Выпускники в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлены к выполнению следующих профессиональных задач:

Педагогический:

  • Выполнение функций преподавателя в образовательных организациях
  • Повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в области инновационной деятельности
  • Разработка программ и рабочих планов научных исследований

Научно-исследовательский:

  • разработка планов, программ и методик проведения научных исследований;
  • организация и проведение экспериментов по сохранению воспроизводству почвенного плодородия, использованию удобрений и других средств химизации и обеспечению экологической безопасности агроландшафтов;
  • разработка теоретических моделей, позволяющих прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность и качество сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов;
  • разработка и совершенствование мер по защите почв от эрозии и других видов деградации;
  • обобщение и анализ результатов исследований, их статистическая обработка;
  • подготовка научно-технических отчетов, обзоров и научных публикаций по результатам выполненных исследований;

Проектно-технологический:

  • оптимизации почвенного плодородия различных агроландшафтов;
  • разработка агроэкологических и мелиоративных группировок земель;
  • эколого-экономическая оценка адаптивно-ландшафтных систем земледелия;
  • агроэкологическая оценка средств химизации земледелия, разработка моделей продукционного процесса агроэкосистем различного уровня;
  • проведение агроэкологического мониторинга сельскохозяйственных угодий;
  • разработка методов снижения загрязнения почв и их реабилитации;
  • воспроизводства плодородия почв, агроэкологических моделей, в сфере научных исследований в рамках почвенно-экологического нормирования;
  • рациональное использование и сохранение агроландшафтов при производстве сельскохозяйственной продукции

Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 706 от 26.07.2017 года.

Квалификация (степень) выпускника – «бакалавр»

Профиль:

  • Лесное и лесопарковое хозяйство

Области профессиональной деятельности:

01 Образование и наука (в сфере научных исследований лесных и урбо- экосистем различного уровня, их компонентов для разработки современных технологий освоения лесов и природно-техногенных лесохозяйственных систем, включающих сооружения и мероприятия, повышающие полезность природных объектов и компонентов природы: лесные и декоративные питомники, лесные плантации, искусственные лесные насаждения, лесопарки, гидромелиоративные системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы);

14 Лесное хозяйство, охота (в сфере планирования и осуществления охраны, защиты и воспроизводства лесов, их использования, в сфере мониторинга состояния, инвентаризации и кадастрового учета в природных, техногенных и урбанизированных ландшафтах, в сфере управления лесами для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, в сфере государственного лесного контроля и надзора).

Объекты профессиональной деятельности:

  • лесные и урбо- экосистемы различного уровня и их компоненты: растительный и животный мир, почвы, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы;
  • природно-техногенные лесохозяйственные системы, включающие сооружения и мероприятия, повышающие полезность природных объектов и компонентов природы: лесные и декоративные питомники, лесные плантации, искусственные лесные насаждения, лесопарки, гидромелиоративные системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы;
  • лесные особо-охраняемые природные территории и другие леса высокой природоохранной ценности, имеющие исключительные или особо важные экологические свойства, экосистемные функции и социальную роль;
  • участники лесных отношений, обеспечивающие планирование освоения лесов, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов;
  • системы и методы планирования освоения лесов, технологические системы, средства и методы государственной инвентаризации лесов, мониторинга их состояния, включающие методы, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов;
  • технологические системы, средства и методы лесовосстановления, ухода за лесами, охраны и защиты лесов, повышающие продуктивность лесов, обеспечивающие многоцелевое рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  • технологические системы, средства и методы лесоразведения для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, для создания защитных лесов, для рекультивации техногенных ландшафтов;
  • системы и методы государственного лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов;
  • технологические системы, средства и методы проектирования, создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, обеспечивающие формирование благоприятной окружающей среды для отдыха, туризма и других видов рекреационной деятельности на лесных участках, повышающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и эстетическую выразительность.

Место работы и должности: лесничества, государственные службы управления лесным хозяйством, заповедники и национальные парки, предприятия по заготовке и переработки древесины, лесоустроительные организации, служба по защите леса от болезней и вредителей, экологические и мониторинговые службы, служба по охране леса от пожаров и ЧС, организации лесопаркового хозяйства и фирмы по озеленению и благоустройству населенных пунктов.

Основные базовые курсы: дендрология, экология, ботаника, физиология и биохимия растений, почвоведение, инженерная графика, геодезия, таксация леса, лесная энтомология, лесная фитопатология, лесная пирология, аэрокосмические методы и геоинформационные системы в лесном деле, лесоведение, лесоводство, лесные культуры, лесоустройство, лесное товароведение с основами древесиноведения, основы лесопаркового хозяйства, государственное управление лесами,древоводство, лесная селекция, организация заповедных территорий, основы научных исследований в лесном хозяйстве,машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве, технология и оборудование рубок лесных насаждений.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению Лесное дело при очной форме обучения 4 года.

Выпускники в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлены к выполнению следующих задач профессиональной деятельности:

Производственно – технологическая деятельность:

  • участие в разработке и реализации мероприятий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах в зависимости от целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций;
  • сохранение биологического разнообразия лесных и урбо-экосистем, повышение их потенциала с учетом глобального экологического значения и иных природных свойств;
  • эффективное использование материалов, оборудования, информационных баз, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов в лесном и лесопарковом хозяйстве

Организационно-управленческая деятельность:

  • участие в управлении производственными и территориальными объектами лесного и лесопаркового хозяйства;
  • участие в организации работы подразделения на основе требований существующего законодательства, норм, регламентов, инструкций, профессиональных стандартов;
  • участие в осуществлении государственного лесного контроля и надзора за соблюдением лесного и смежных законодательств;
  • проведение анализа эффективности и результативности деятельности производственных подразделений.

Научно-исследовательская деятельность:

  • участие в исследовании лесных и урбо-экосистем и их компонентов;
  • систематизация результатов анализа состояния и показателей качества объектов научно-исследовательской деятельности;
  • изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
  • участие в разработке планов, программ и методик проведения исследований.

Проектная деятельность:

  • участие в проектировании отдельных мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом экологических, экономических и других параметров;
  • проведение технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых мероприятий;
  • участие в разработке (на основе действующих нормативно-правовых актов) методических документов, технической документации, а также предложений по реализации разработанных проектов на объекты лесного и лесопаркового хозяйства с использованием информационных технологий;

Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 811 от 22.12.2009 года.

Квалификация (степень) выпускника – «бакалавр»

Профиль:

  • Агрономия

Области профессиональной деятельности:

  • 01 Образование и наука (в сфере научных исследований для разработки инновационных агротехнологий, воспроизводства плодородия почв, создания высокопродуктивных сортов и гибридов);
  • 13 Сельское хозяйство (в сфере производства и хранения продукции растениеводства на основе достижений агрономии, защиты растений, генетики, селекции, семеноводства и биотехнологии сельскохозяйственных культур).
  • Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Объекты профессиональной деятельности:

  • Полевые, овощные, плодовые культуры и их сорта, генетические коллекции растений, селекционный процесс, агрономические ландшафты, природные кормовые угодья, почва и воспроизводство ее плодородия, вредные организмы и средства защиты растений от них, технологии производства продукции растениеводства.
  • Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Место работы и должности: руководитель сельскохозяйственного предприятия, менеджеры сельскохозяйственных фирм, агроном в хозяйстве, агроном в организациях и фирмах по благоустройству и озеленению сельских и городских населенных территорий, агрономы семенных инспекций и сортсети, научные сотрудники научно-исследовательских учреждениях, специалисты в районных и областных управлениях сельского хозяйства.

Основные базовые курсы: химия, ботаника, физиология и биохимия растений, интегрированная защита растений, почвоведение с основами географии почв, земледелие, растениеводство,агрохимия, механизация растениеводства, кормопроизводство и луговодство, плодоводство, овощеводство, технология хранения и переработки продукции растениеводства, стандартизация и сертификация продукции растениеводства, кормопроизводство, основы селекции и семеноводства, мелиорация.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению – Агрономия при очной форме обучения 4 года.

Выпускники в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлены к выполнению следующих профессиональных задач:

Производственно – технологическая деятельность:

  • Сбор информации, необходимой для разработки элементов земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
  • Организация системы севооборотов, их размещение по территории землепользования и проведение нарезки полей с учетом агроландшафтной характеристики сельскохозяйственного предприятия.
  • Обоснование выбора сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия.
  • Разработка рациональных систем обработки почвы в севооборотах с учетом почвенно-климатических условий и рельефа территории.
  • Разработка технологии посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий.
  • Разработка экологически обоснованной системы применения удобрений с учетом свойств почвы и биологических особенностей растений.
  • Разработка экологически обоснованной интегрированной системы защиты растений с учетом прогноза развития вредных объектов и фактического фитосанитарного состояния посевов для предотвращения потерь урожая от болезней, вредителей и сорняков.
  • Разработка агротехнических мероприятий по улучшению фитосанитарного состояния посевов.
  • Разработка технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая.
  • Подготовка технологических карт возделывания сельскохозяйственных культур на основе разработанных технологий для организации рабочих процессов.
  • Определение общей потребности в семенном и посадочном материале, удобрениях и пестицидах.
  • Разработка технологий улучшения и рационального использования природных кормовых угодий.
  • Осуществление фитосанитарного контроля на государственной границе в целях защиты территории России от проникновения карантинных и других опасных возбудителей болезней, и вредителей растений, сорняков.
  • Общий контроль реализации технологического процесса производства продукции растениеводства в соответствии с разработанными технологиями возделывания сельскохозяйственных культур.
  • Комплектование почвообрабатывающих, посевных и уборочных агрегатов, агрегатов для внесения удобрений и борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, определение схем их движения по полям, проведение технологических регулировок.
  • Разработка технологий получения высококачественных семян сельскохозяйственных культур, организация сортового и семенного контроля.

Организационно-управленческая деятельность:

  • Организация работы коллектива подразделения сельскохозяйственного предприятия по производству продукции растениеводства.
  • Принятие управленческих решений по реализации технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различныхэкономических и погодных условиях.

Научно-исследовательская деятельность:

  • Участие в проведении научных исследований по общепринятым методикам, обобщение и статистическая обработка результатов опытов, формулирование выводов.
  • Планирование и проведение экспериментов по испытанию растений на отличимость, однородность и стабильность, на хозяйственную полезность в соответствие с поступившим заданием на выполнение данных видов работ и установленными методиками проведения испытаний.